Версия для PDA

Поиск
Новые статьи
Реклама



Главная ::: Пасека ::: Практика ::: Наблюдение за работой пчелиной семьи



Добавить статью.


! Если Вы заметили ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter для отправки администратору.



Наблюдение за работой пчелиной семьи

Версия для печати Сохранить в формате PDF Сохранить в формате RTF Сохранить в формате HTML Отправить статью по электронной почте


Цель: знакомство с жизнью членов семьи пчел, их работой и взаимоотношениями.

Необходимые принадлежности: стеклянный наблюдательный улей с пчелиной семьей, секундомер, белый халат или комбинезон, лицевая сетка, рабочая тетрадь, карандаш.

Последовательность выполнения работы:

1. Проследите за пчелой-кормилицей. Постарайтесь уловить все движения, которые она делает, когда дает корм личинке, сколько секунд затрачивает на это, через какое время вновь кормит вторую, третью личинку, как ведет себя с другими пчелами, как питается сама.

С нее нельзя спускать глаз, иначе она тут же потеряется. Удобнее эти наблюдения вести вдвоем: один следит за пчелой, другой смотрит на секундомер и записывает данные.

2. Понаблюдайте за сборщицами пыльцы и разведчицами. Это самые приметные пчелы, они будто помечены обножками. Проследите за их перемещениями и за тем, как они освобождаются от комочков пыльцы, сколько времени отдыхают до нового вылета. Постарайтесь запомнить танцевальные фигуры разведчицы, тем более что они повторяются многими пчелами. Зарисуйте эти фигуры. Обратите внимание на то, как относятся пчелы к пчелесигналыцице, что они предпринимают после получения от нее информации.

3. Внимательнее присмотритесь к строительницам.

Будто замерли они в небольшой живой грозди, но еле заметные движения ножками выдают строительство сотов.

4. Обратите внимание на матку, как она кладет яйца. Подсчитайте, сколько яиц она кладет в минуту. Зная это, можно определить яйценоскость матки в течение суток. Заметьте, через какое время она получает корм, сколько пчел в свите и как они к ней относятся, когда распадается одна свита и группируется другая.

Проследите и за порядком кладки яиц — подряд ли матка кладет их или переходит с места на место, отыскивая свободные ячейки.

Из этого можно сделать важный вывод: если пустых ячеек в гнезде не хватает и матка затрачивает много времени на переходы, то она мало положит яиц, значит, семья не вырастит нужного количества пчел к медосбору и не сможет собрать много меда.

Определите, какое расстояние матка проходит за одну минуту, пять, десять. Посчитайте расстояние, которое проходит матка за сутки в поисках ячеек, без пользы растрачивая свою энергию и очень дорогое время.

Присмотритесь, по какой траектории движется матка, засевая сот, если она не испытывает недостатка в свободных ячейках.

5. Остановите свое внимание на трутнях, как они себя ведут, где располагаются, как к ним относятся пчелы. Изучите полет трутней.

Они летают не целый день. Утром их не увидите у летка. Не выходят они на волю и в конце дня. Наблюдение за трутнями лучше вести не весь день, а через каждые два часа, начиная с 9 ч утра до 5 ч вечера, притом каждый раз в течение всего лишь двух минут.

Подсчитайте трутней у летка: один человек — вылетающих, другой — прилетающих. Записывайте также температуру воздуха и освещенность в минуты наблюдений. Изобразите полученные данные графически для большей наглядности. График покажет, как в течение дня изменяется число вылетающих и прилетающих трутней. Попытайтесь определить по этим данным время вылета маток на брачную встречу с трутнями и по возможности проследить за этим.

6. Результаты наблюдений запишите в рабочую тетрадь.

Примечание: каждая из тем этой работы самостоятельна и может выполняться отдельной практической работой.

Возможно, Вас также заинтересует:



Отправить статью по E-mail: Отправить
Сопроводительный текст:


  • Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"