Чтобы не вышел второй рой

Семья, из которой вышел рой, способна сформировать еще один-два роя, а иногда и больше. Ведь в гнезде остались маточники с подрастающими личинками, которых пчелы зорко охраняют и держат под особым контролем. За сутки-двое до рождения первой матки они сгрызают воск с крышечки маточника, не трогая тонкий защитный слой, облегчая тем самым ей выход. Острыми челюстями матка вырезает круглое, словно она пользуется циркулем, отверстие и выходит на свободу. Новые матки тоже стремятся стать основательницами семей. Этим пчелы сохраняют свой вид. Чем больше будет семей, тем благополучнее и надежнее будет вид.

Но не все рои — прибыль. Последующие рои по весу меньше, особенно поздние. С первым роем уходит около половины пчел, но в гнезде остается большое количество зрелого расплода. Народившиеся пчелы быстро восполнят потери. Из них-то и формируются второй и третий рои.

Первый рой во главе со старой маткой вылетает обычно на следующий день после запечатывания первого маточника, что как раз и служит сигналом к роению, примерно за неделю до появления на свет новой матки. А второй — на девятый день после первого. Все последующие рои, если семья к этому времени не закончит роение, иногда величиной с пригоршню, могут покидать материнское гнездо чуть не каждый день. Семья тогда совершенно ослабевает и уже не может сама себя прокормить.

Чем больше роев, тем меньше меда.

Молодые маленькие рои не способны запасать мед для своего пропитания. В естественных условиях они обычно погибают. То же бывает и на пасеках. Чтобы спасти маленькие семьи от голодной смерти, приходится давать им корм. Но в зиму они идут слабыми, плохо переносят ее. Поэтому такие рои, как правило, не оставляют, а объединяют друг с другом или усиливают ими другие нуждающиеся в этом семьи.

Чтобы не допустить вторичного роения и дальнейшего дробления семьи, а еще более усилить первый рой, применяют такой простой и надежный прием. Семью, отпустившую рой, относят немного в сторону и обращают боковой стенкой вперед, а на ее место ставят улей для роя. На другой день, после того как рой будет посажен в свое новое жилье, но на старом месте, к нему прилетят по привычке все пчелы из материнской семьи, которые собирают нектар и пыльцу. При попытке вернуться в родное гнездо они натыкаются на глухую стенку улья и присоединяются к рою. Этот ходак (так называют пчеловоды летных пчел) значительно усилит рой и сделает его способным принести много меда. Кроме того, из материнского улья в новое гнездо переставляют две-три рамки с печатным расплодом и все медовые надставки. В старой семье, потерявшей всех летных пчел и ослабевшей, как правило, роевое состояние быстро проходит. Матка, родившаяся первой, подчиняясь инстинкту быть единственной в семье, не встретив на пути сильного сопротивления пчел, разрушает все маточники и своим кривым жалом убивает родных сестер. Иногда это делают за нее пчелы.

Если пасеку не планируют увеличить, то, как только медосбор усилится, материнскую семью присоединяют к рою. Образуется мощная семья-медовик. При встрече одна из маток, наиболее сильная, уничтожит соперницу и возглавит семью.

Для большей надежности после выхода роя в материнской семье можно удалить роевые маточники, оставив один наиболее зрелый, большой, правильной формы. В таких маточниках бывают самые крупные, хорошо развитые и плодовитые самки. Семья уже роиться не будет.

Схватка маток
Схватка маток

Правда, отдельные наиболее ройливые семьи, особенно в маленьких ульях, быстро переполняющихся пчелами, упорно стараются отпустить и вторые рои. После удаления роевых маточников они закладывают новые на личинках, которые находятся в обычных пчелиных ячейках. Ведь из молодых пчелиных личинок пчелы могут выводить маток, если начнут кормить их маточным молочком. Гнездо семьи вновь приходится разбирать и выламывать эти так называемые свищевые маточники. Только тогда роение прекращается. Семья снова начинает энергично работать, стараясь наверстать упущенное. Но это, к сожалению, ей уже не удается.

Иногда пчелы сами «раздумывают» вторично роиться. Такое бывает из-за затянувшегося ненастья или вдруг открывшегося сильного медосбора, когда разведчицы настойчивыми сигнальными движениями переключают роевых пчел на добычу меда. Ослабляется охрана маточников. Их отыскивает родившаяся матка, разрушает и убивает соперниц.

Роившаяся семья собирает мало меда. Ведь она в течение месяца почти не работала и не пополняла свои кормовые запасы. Отпустив рои, раздробив свои силы, она уже становится неспособной наравне с другими семьями участвовать в медосборах. Пасеки, на которых допускается роевая свобода, как правило, непродуктивны и бездоходны. Кроме того, роение заставляет пчеловода неотлучно находиться возле пчел, следить за роями, иначе они разлетятся. На это уходит много времени.

Недопустимо роение на крупных фермах, особенно где ульи расставлены небольшими группами далеко друг от друга, когда за роями уследить невозможно. Поэтому пчеловоды стараются или совсем не допускать роения, или вызывать его искусственно в заранее запланированные сроки, обусловленные цветением главной медоносной растительности.

Установлено, что роению способствует тесное, перенаселенное гнездо. Не случайно в малообъемных дадановских ульях пчелы роятся чаще, чем в просторных многокорпусных. Семьи с молодыми матками и хорошими гнездами роятся меньше. Повышение температуры в гнезде также благоприятствует роению. Ульи поэтому стараются окрашивать в белый цвет, ставить в защищенном от солнца месте, летки летом обращать на север. Такие ульи не перегреваются. Уменьшает роение вентиляция гнезда. Она, кроме того, увеличивает медосбор, так как повышает работоспособность пчел.

Надежно отвлекает от роения и хороший медосбор. Пчелы даже разгрызают уже готовые маточники. Вот почему важна бесперебойная смена цветущих медоносов.

Предупредить роение у сильных семей оказывается проще, чем у средних по силе. Семьи, у которых много пчел, быстрее осваивают новые корпуса или магазины, тогда как недостаточно выросшие долго не переходят в надставки. В таких семьях скученно и тесно, не раздвигается расплодная зона. Роение в этих случаях почти неизбежно.


  • Литература: Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"

  • © , 2007 - 2024 г., //www.medoviy.ru