Полная версия статьи

К медоносам надо ехать

Россия богата медоносными растениями, которые во время цветения таят в себе огромные запасы нектара. И самое главное, эти природные ресурсы с каждым годом возобновляются. Но растут медоносы в разных местах, часто так далеко от пасек, что пчелы не могут до них долететь, поэтому очень много нектара пропадает даром.

От своего гнезда за медом пчелы могут летать за 3—4 км и даже дальше. Конечно, лучше, когда медоносы находятся ближе или совсем рядом, тогда пчелы меньше затрачивают сил и времени, не много расходуют и меда на дорогу. Ведь пчела, умея довольно точно определять расстояние до медоноса, в улье запасается на дорогу сладким горючим, чтобы его хватило в оба конца. Чем дальше источник нектара, тем более наполняет она медовый зобик. В итоге с отдаленных массивов каждый раз она приносит меньше меда, чем с ближних. Снижается и число рейсов. Чем ближе медонос, тем больше семья заготавливает меда. Поэтому пасеки специально подвозят к медоносам.

Погрузка ульев для перевозки к медоносам
Погрузка ульев для перевозки к медоносам

Перевозку пчел к источникам нектара пчеловоды называют кочевкой. Они заранее отыскивают цветущие массивы, выбирают самые лучшие участки, определяют место стоянки пасеки. Разведка — ответственное дело. Учитывают не только площадь медоносов, но и состояние растений, рельеф, влажность почвы, близость чужих, конкурирующих пасек. В конце дня ульи грузят на автомашины и за ночь перебрасывают их на новые, более обильные нектароносные «пастбища».

За весну и лето пчел перевозят неоднократно. Сначала на лесные рано цветущие растения — ивовые, черничники и брусничники, чтобы нарастить побольше пчел, потом в сады для опыления, на луговое разнотравье, затем на липу, а с нее на гречиху, подсолнечник или на другие сильные медоносы. На целине пчеловоды перебрасывают своих пчел до десяти раз за сезон. Подвозят пчел к медоносам не только пчеловоды крупных пасек и ферм, но и пчеловоды-любители.

Кочевка — это мед наверняка. Современное приусадебное и промышленное пчеловодство очень подвижное, мобильное. Без кочевок успешно развиваться и стабильно существовать оно не может. Раньше пчеловоды подвозили пчел к медоносам на лошадях или быках, запряженных в телеги, по рекам на плотах и баржах, а в горных местах — вьюками. Теперь на большие расстояния пчел перевозят на вместительных большегрузных автомобилях, порой перебрасывают на транспортных самолетах. В труднодоступных таежных и горных местах пользуются даже вертолетами. Небольшие любительские пасеки перевозят на прицепах к легковым автомобилям.

Чтобы необычные пассажиры перенесли большую скорость на земле и в воздухе благополучно и не растерялись по пути, перевозку тщательно готовят. При перевозке приходится наглухо закрывать выход из гнезда. В леток лучше вставить кусок поролона размером немного больше леткового отверстия. Он прочно удерживается, удобен и надежен. Пчелы очень остро переносят свое безвыходное положение. Даже от одного этого они сильно возбуждаются. В ульях быстро поднимается температура. Значительно, почти в два раза, увеличивается потребность в кислороде. Весьма велика вероятность задохнуться. Почувствовав опасность, насекомые начинают поглощать корм, воздух в улье перенасыщается водяными парами и углекислым газом. А во время перевозки, особенно при толчках, возбуждение достигает предела. Создаются очень тяжелые условия. Семьи в течение каких-нибудь 5—7 мин могут погибнуть от недостатка кислорода, избытка углекислоты и влажности. Пчелы «запариваются», становятся мокрыми и черными, как будто их ошпарили кипятком. Расплод делается сырым. Не остается ни одной живой личинки.

Чтобы исключить все это, обеспечивают свободный доступ воздуха в гнезда. Для этого вместо потолков на ульи кладут кочевые сетки. Это рамы высотой 40 мм по размеру корпуса улья, с проволочной или капроновой сеткой с ячейками 2x2 или 3x3 мм. Через нее влажный горячий воздух улья с помощью пчел-вентиляторщиц будет удаляться, а прохладный — поступать снаружи. Во время движения встречный ветер обдувает улей, охлаждает его и еще более усиливает вентиляцию гнезда. Создаются вполне нормальные условия. Кочевую сетку можно вмонтировать и в дно. Нижняя вентиляция действует так же, как и верхняя. И свет не беспокоит пчел.

Так как ульи разборные и состоят из отдельных частей, их связывают, чтобы они не рассыпались при погрузке и транспортировке. Скрепляют металлическими лентами, прорезиненными или капроновыми ремнями, стальными тросами, скобами, замками.

Ульи грузят вечером, после того как все пчелы возвратятся домой. Применяют ульеподъемники или грузят вручную, если пасека невелика. Автомашину загружают от кабины, опустив борта. В зависимости от того, какой высоты ульи (летом они выше, чем весной), их располагают в два или три яруса. Для лучшей вентиляции между ярусами кладут длинные бруски. Воз надежно увязывают прочными веревками, чтобы ульи не сдвигались.

Из крупных пчеловодных хозяйств в ночь отправляются целые автопоезда, нагруженные ульями.

На новом месте ульи разгружают, ставят на подставки-бруски и тут же открывают летки. За одну ночь в полях или на опушках лесов, а то и в глубине леса, на полянах вырастают целые селения по 50—60 пчелиных домиков. Большее число ульев на одном месте ставить нежелательно — пчелам может не хватить нектара в радиусе их продуктивной работы. Они соберут меда намного меньше, чем могли бы принести, если бы медоносы не были перенасыщены насекомыми.

После ориентировочного облета без промедления пчелы включаются в медосбор.


  • Литература: Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"

  • © , 2007 - 2024 г., //www.medoviy.ru