Пчелы готовят резервы

Жизнь и поведение медоносных пчел целиком зависят от условий, которые складываются в природе, и в первую очередь от погоды и состояния медоносной растительности. На изменения внешней среды они реагируют очень быстро, своими действиями приспосабливаясь к ним. Летом пчелы ведут себя не так, как зимой, а когда цветет много хороших медоносных растений — не так, как в безвзяточную голодную пору.

Стоят еще зимние холода, по ночам трещат морозы, но уже прибавился день, солнце светит ярче и продолжительнее, дневная температура воздуха значительно превышает ночную. И где бы ни зимовали пчелы — на улице или в помещении, они чувствуют это первое, робкое и отдаленное дыхание весны. Какая-то новая нота появляется и в их голосе. Если до этого пчел было еле-еле слышно, то теперь ровный гул семьи усилился. Пчелы, спасавшиеся от холодов в пустых ячейках сотов, теперь постепенно покидают их, особенно в середине сотов, где теплее. Эти свободные ячейки они тщательно чистят, подготавливая для расплода. В такие до глянца отполированные ячейки, выстланные особым, привлекающим матку веществом, где нет ни соринки, матка будет класть яйца.

Внимательнее и нежнее пчелы начинают относиться к матке, настойчивее предлагают ей корм. И где бы она ни оказалась, вокруг нее создается свита, правда, пока немногочисленная, готовая служить ей. Такого отношения к матке зимой не наблюдается. Она начинает класть яйца. В средней полосе России это бывает уже в январе, а на юге и раньше.

Продолговатая, почти прозрачная, блестящая, чуть изогнутая палочка с закругленными концами длиной всего 1,5 мм, массой в десятую долю миллиграмма — вот какое это яйцо. Одним концом оно прикрепляется, приклеивается к донышку ячейки и стоит белым маячком. С развитием в нем зародыша под тяжестью плода оно постепенно наклоняется, а потом и ложится на дно.

В первые дни матка откладывает всего 20—30 яиц в сутки, притом в самом теплом месте гнезда. Постепенно число откладываемых яиц возрастает, с одного сота она переходит на другой. Расплодная зона гнезда увеличивается.

Через три дня из яйца вылупляется крохотная, беспомощная личинка. К этому времени внимательные пчелы-кормилицы уже позаботились о ней. Они заранее, до рождения личинки, положили в ячейку пчелиное молочко — питательную белую полупрозрачную жидкость. Причем количество корма в 4—5 раз превышает массу самой личинки. Для формирования организма будущего насекомого это очень важно. Даже кратковременное голодание отрицательно сказывается на его развитии.

С появлением яиц и личинок пчелы повышают температуру в гнезде до 35 °С и стабильно поддерживают ее на этом уровне независимо от наружной температуры воздуха, которая в январские морозы может опускаться до 20—30 °С ниже нуля. Только при этих условиях идет нормальный рост и развитие личинок.

Пчелы становятся подвижными, больше потребляют корма, особенно белкового. Усиленное питание способствует образованию у них молочка. Очень важно поэтому, чтобы в ульях было много меда и пыльцы.

С каждым днем в гнезде становится все больше и больше расплода — яиц, личинок и куколок, расплодная зона расширяется. А через три недели после появления первого яйца уже начнут рождаться молодые пчелы, которые вскоре сами примут участие в жизни семьи. Ее состав постепенно обновляется, омолаживается и пополняется.

Задолго до цветения ранних весенних медоносов семьи готовят себе рабочие резервы. Этому «научила» их природа.

Зимний расплод — явление нормальное и закономерное. Отсутствие его указывает на недостаток перги в гнезде.

Как бы ни казалось странным, весна у пчел наступает зимой, в январе, с началом размножения. Календарь у них свой.

Ученые полагают, что очень ранняя яйцекладка матки обусловлена южным происхождением медоносных пчел. Находясь среди чуждой их природе полугодовой зимы, организм матки соблюдает свой жизненный ритм, выработанный в таком климате, где уже в феврале есть весенний взяток. Притом установлено, что пчелы, зимующие на свежем воздухе, по сравнению с находящимися в помещениях раньше начинают выращивать расплод.


  • Литература: Шабаршов И.А. Пчеловодство: учебное пособие для 10 - 11 классов. - М.: Просвещение, 2005. www.prosv.ru/ Издательство "Просвещение"

  • © , 2007 - 2024 г., //www.medoviy.ru