Значение меда в прежние времена

Использование меда уходит в доисторические времена. Впечатляющим свидетельством тому является пещерный рисунок времен каменного века из Ла Аранас в Испании. Наскальный рисунок, на котором изображен охотник за медом диких пчел за работой, датирован 7000 годом до Р.Х. и считается самым древним на сегодняшний день документом в истории меда.

Охотник за медом диких пчел за работой (наскальный рисунок из пещер в Ла Аранас, Восточная Испания)
Охотник за медом диких пчел за работой (наскальный рисунок из пещер в Ла Аранас, Восточная Испания)

В древних цивилизациях мед считался субстанцией магического, религиозного характера или даже лекарственным средством. Так, в Ираке были найдены глиняные дощечки, представляющие собой рецепты мазей и лекарств с использованием меда. Они относятся к временам шумерской цивилизации около 2100 г. до Р.Х. и являются древнейшими письменными свидетельствами о меде.

Настенные рисунки и гравюры периода около 3200 г. до Р.Х. подтверждают, что и в Египте очень рано были известны и высоко ценились пчелы и производимые ими продукты. Как следует из дошедшего до нас древнего письменного документа, для более интенсивного использования кормовой базы кочевку пасек использовали еще до Рождества Христова. В азиатских странах пчелиный мед высоко ценился очень давно. Его хорошо оплачивали и использовали главным образом в медицинских целях. И все же в китайской литературе мед, в отличие от шелка, впервые упоминается относительно поздно (IV век до Р.Х.). Позже он становится одним из самых важных товаров, обмениваемых на шелк. В Ригведе, древнейшем из священных памятников индийской литературы, датирующейся периодом между 3000 и 2000 гг. до Р.Х., имеется множество упоминаний пчелиного меда. В то время мед использовался преимущественно в медицинских целях и в торжественных случаях. Документы свидетельствуют о том, что около 1000 г. до Р.Х. в Индии мед использовали очень интенсивно, что было строжайше запрещено брахманам. Множество подтверждений использования меда арабско-мусульманскими народами имеется и в Коране. Когда Магомет (571-632 гг.) проповедовал свое учение, он запретил его последователям пить вино. Вместо этого он рекомендовал им мед. «Вкушай мед, сын мой, ибо он хорош не только как пища, но и как лекарство от всяческих болезней». «Мед - это лекарство от болезней тела, а Коран - это лекарство от болезней духа, поэтому я завещаю вам и Коран, и мед». 16-я сура Корана озаглавлена словом «пчела». Из содержания ясно, что мед в тот период отбирали не только у диких пчел, но и у пчел, которых содержали в искусственных жилищах. Для арабов мед до сих пор является символом райского наслаждения. В гаремах мед использовался как средство повышения чувственного наслаждения. Ранние высокоразвитые культуры Европы, представленные городами-государствами Спарта, Коринф, Афины и Фивы, переживали свой расцвет в период от 900 до 600 г. до Р.Х. В золотой век Афин (600-300 гг. до Р.Х.), особенно в период царствования Александра Великого, демократическая мысль и греческая цивилизация распространилась на Ближнем Востоке и в Средней Азии. К этому периоду относят и зарождение естественных наук. «Естественная история» Аристотеля (344-342 гг. до Р.Х.) содержит множество сведений о пчелах и меде, получить которые отчасти было возможно только при наблюдении за работой пчел на сотах. Победа римлян над Ахейским союзом при Лейкопетре вблизи Коринфа и разрушение этого города (146 г. до Р.Х.) ознаменовали конец греческого господства. С расширением римского политического влияния распространялась и литература, в которой уже подробно описывалось пчеловодство и производство меда. Одним из авторов, уделявших в своих сочинениях особое внимание пчеловодству и.меду, был Вергилий (70-19 гг. до Р.Х.). Из его записей следует, что мед в римской кухне использовался в качестве приправы к различным овощам. При необходимости медом подслащали кислое вино, чтобы «смягчить его вкус». Свежие фрукты, овощи и мясо иногда консервировали в меде.

Большое значение придавалось и придается меду и пчелам в религиозной жизни. В индийской мифологии бог Вишну как хранитель мира предстает в облике синей пчелы. Он покоится в чашечке цветка лотоса. Здесь, рядом с синей пчелой, спит и бог любви Кама, который, как и греческий бог любви Эрос, поражает влюбленных своими стрелами. Тетива его лука представляет цепочку пчел. Поэтому боль, причиняемая стрелами бога любви, может иметь разное происхождение. Но в сочетании с медом это «сладкая боль». В Ветхом Завете Библии мед тоже упоминается неоднократно. Иаков посылает сыновей своих из земли Ханаанской в Египет к Иосифу за хлебом и передает в дар ему плодов земли своей, «несколько бальзама, несколько меду, стираксы и ладану, фисташков и миндальных орехов». Моисей вывел израильтян из Египта и направился в землю, «где течет молоко и мед». Они пришли в пустыню Син, «и возроптало все общество сынов Израилевых на Моисея и Аарона», и сказали им: «Вы вывели нас в эту пустыню, чтобы все собрание это уморить голодом!» И сказал Господь Моисею: «Я услышал ропот сынов Израилевых». Вечером послал он им мясо в виде стаи перепелов, а поутру на поверхности пустыни лежало «нечто мелкое, хрустящее, как иней на земле». «И нарек дом Израилев хлебу тому имя: манна. Она была как кориандровое семя белая, вкусом же, как лепешка с медом».

Все эти примеры свидетельствуют о том, что меду всегда приписывалось нечто особое, таинственное и даже божественное. Мед являлся для человека не просто разновидностью пищи, а полезной пищей и считался очень ценным продуктом.

Использование меда как продукта питания, лекарственного и укрепляющего средства с давних пор являлось и до настоящего времени является делом привычным. Современная «биоволна» привела к тому, что спрос на продукты питания, потребляемые в натуральном виде, постоянно растет. Это касается и меда, который считается «чистейшим природным» продуктом. Даже в некоторых областях естественных наук просматривается тенденция: меньше химии - больше природы.

В гомеопатии эта мысль воплощается в жизнь за счет того, что предпочтение отдается природным лекарственным средствам. Широкий спектр продуктов пчеловодства, и особенно мед, прекрасно подходит для этого. Возрастающее значение продуктов пчеловодства как продуктов питания подчеркивается еще и тем, что ученые и медики уже довольно долго работают в новой области исследований, апитерапии. Они исследуют возможности использования продуктов пчеловодства для лечения определенных болезней.

Даже если в некоторых областях естественной науки явно наблюдается тенденция к использованию природных средств, то в областях естественной науки, находящихся под влиянием индустриализации, особенно в фармакологии или в зависящей от нее медицине, «природные средства», такие как мед, находят мало применения.

Средства признаются таковыми только тогда, когда известен их точный химический состав и они могут постоянно применяться в неизменной форме. Этого нельзя сказать ни об одном из продуктов пчеловодства, особенно о меде.


  • Литература: Хорн Х. Все о меде: производство, получение, экологическая чистота и сбыт. - М.: АСТ: Астрель, 2007.

  • © , 2007 - 2024 г., //www.medoviy.ru